Юридические услуги
Выигранные дела
19.06.2011
Раздел между супругами совместно нажитого имущества
19.06.2011
Лишение родительских прав отца
19.06.2011
Раздел имущества супругов, исключение из совместно нажитого имущества (кассация)
19.06.2011
Взыскание алиментов на ребенка и супругу
18.06.2011
Взыскание неустойки за просрочку сдачи объекта строительства (коттеджа) с кооператива (ЖСК)
18.06.2011
Телесные повреждения (побои) ст.116 УК - апелляционное постановление
12.03.2011
Побои и оскорбления (ст.116 и 130 УК) - частное обвинение, встречные заявления
12.03.2011
Обжалование постановления начальника ОГИБДД в суд (ч.3 ст.12.14)
12.03.2011
Ст.12.8 ч.1 - управление в состоянии алкогольного опьянения (дело прекращено)
12.03.2011
Заключение органа опеки о целесообразности лишения родительских прав отца
"Вот эта улица. А где этот дом?" Снова о мошенничестве.
Жилищный вопрос для многих из нас является ключевым. Кто-то желает улучшить свои жилищные условия, кто-то разъехаться с родственниками, а кто-то- сменить городскую квартиру на отдельный дом с земельным участком, превращенным своими руками в райский сад для отдыха от городской суеты. Для воплощения своей мечты в жизнь некоторые обращаются за помощью в агентства недвижимости, а кто-то полагаясь на себя начинает эпопею по приобретению своей мечты самостоятельно. И уж, тем более, зачем обращаться к риэлтерам, если дом с участком, который вы вознамерились приобрести продают Ваши знакомые. Вы в этом доме неоднократно гостили, втайне по- хорошему завидуя хозяевам «Какой большой и красивый дом, какой огромный земельный участок! Вот бы мне такой!»
Точно так же думала и мечтала моя знакомая Ольга, делясь своими мечтами о доме в черте города со своей подругой и хозяйкой этого прекрасного трех этажного кирпичного дома и великолепного земельного участка – Ингой.
Обе женщины занимались бизнесом, дела шли хорошо, и ни одна из них не скрывала своего финансового благополучия. Познакомились они около года назад через общую знакомую Нину – так часто случается в жизни. Инга, при поддержке Нины попросила у Ольги в долг небольшую сумму денег под проценты. В установленный срок деньги с процентами вернула, в качестве благодарности пригласила к себе в коттедж на шашлыки. Да, правильно вы, уважаемые читатели, догадались в этот великолепный трехэтажный кирпичный дом с тремя спальнями, огромной гостиной, оборудованной кухней, сауной, изящным бассейном и зеленой лужайкой перед домом с небольшим озерцом с плавающими в нем рыбками. Сказка, да и только! Уютная, дорогая обстановка свидетельствовала о стабильном материальном благополучии хозяйки. Именно хозяйки этого дома, и ни каких сомнений в том, что данная сказка принадлежит Инге, не возникало: она вела себя по – хозяйски, распоряжалась, пользовалась всем, что имелось в доме, предлагала остаться с ночевкой, а то и погостить несколько дней.
Приглашала Инга мою знакомую к себе довольно часто, случалось, что просила у Ольги в долг деньги под проценты на развитие бизнеса, то пятьдесят тысяч, то семьдесят, иногда и по сто тысяч просила, но всегда отдавала их в срок и с процентами. Разве можно при таких обстоятельствах сомневаться в порядочности человека, не правда ли, уважаемый читатель? Но, как покажут дальнейшие события, стоило задуматься, почему успешная женщина постоянно берет в долг для развития бизнеса денежные суммы, объемы которых для бизнеса - «что мертвому припарка». Однако, Ольга этому не придала никакого значения, а зря!
В один из дней, находясь в гостях у Инги, Ольга получает неожиданное предложение: купить у Инги этот дом. Инга объяснила свое предложение тем, что собирается переезжать в другой город, так как там открывает новый бизнес. Разумеется, Ольга сразу же дала свое согласие - вот она, ее мечта о собственном доме с зеленым садиком! Сразу же договорились о цене в тринадцать миллионов рублей, о сроках выплаты - в течении года. А разве что-то еще нужно обсуждать с человеком, которому доверяешь относительно покупки дома, в котором часто гостишь? Документы на дом посмотреть?- а зачем ? Она в этом доме не раз была: дом - вот он, она в нем сейчас находится, земля - вот она, забором огорожена, хозяйка человек честный и порядочный. Да при таких обстоятельствах Ольге было неудобно не только документы на дом изучать- технический паспорт, свидетельство о гос.регистрации права на объект недвижимого имущества, но и предварительный договор купли-продажи составлять, указать в нем все существенные условия, отражающие идентификацию объекта, цену и порядок выплаты денежных средств, сроки заключения основного договора купли-продажи недвижимости. Однако, Инга, в свою очередь, попросила Ольгу дать ей в качестве предоплаты пятьсот тысяч рублей, поясняя, что в этом случае она не будет предлагать дом ни каким другим покупателям. Ольга привезла требуемую сумму и Инга даже написала ей расписку, в которой все по-честному было указано, что Инга получила от Ольги денежные средства в размере пятьсот тысяч рублей. Вот только не указала Инга за что она получила от Ольги данную денежную сумму, да и дату якобы забыла поставить. В расписке не было указано, что денежная сумма является предоплатой за продаваемый Ингой жилой трехэтажный кирпичный дом. Но, Ольга на такие мелочи и внимания не обратила. А дальше и пошло и поехало - Инга звонит Ольге по нескольку раз в месяц, просит денег в счет продажи дома, та, конечно же, деньги ей дает, Инга расписки пишет о том, что деньги от Ольги получила. Все хорошо, Ольга считает, что она за дом расплачивается, а Инга ей говорит, что документы для сделки оформляет. Так за восемь месяцев отдала Ольга Инге десять миллионов рублей ( квартиру родительскую продала, у друзей заняла). Через восемь месяцев Ольга стала заводить с Ингой разговоры о том, что надо бы уже сделку заключать, т.е договор купли-продажи надлежащим образом оформить и в УФРС его зарегистрировать, предложила воспользоваться услугами агентства недвижимости. Вот тут и начались сюрпризы: Инга категорически отказалась от услуг агентства недвижимости, на просьбы Ольги дать ей копии документов на домовладение, пояснила, что они утрачены и в данный момент она их восстанавливает.
Заподозрив неладное, Ольга обратилась к специалистам с просьбой проверить принадлежность Инге того домовладения, за которое она отдала столько денег. В результате оказалось, что Инга является собственницей 1\2 доли в праве общей долевой собственности на недвижимость, состоящей из одноэтажного деревянного дома, общей площадью 56 кв. м , расположенного на земельном участке площадью 6 соток, правда адрес был указан правильный. В то же время, по проверяемому адресу иного дома, а именно кирпичного трехэтажного, площадью более 300 кв.м. по регистрационным данным не числилось, и ни какого иного земельного участка по проверяемому адресу, кроме 6 соток за Ингой так же не числилось. Таких объектов недвижимости юридически не существовало! И получилось, что трехэтажный кирпичный дом с огромным земельным участком фактически есть, а юридически их нет.
Разумеется, возмущенная Ольга стала требовать у Инги объяснений, и услышала, что Инга ей продавала именно 1/2 долю в праве собственности на деревянный дом, а не кирпичный коттедж. Естественно, Ольга потребовала вернуть деньги – на что услышала что денег у Инги нет (кто бы сомневался!), отдаст когда сможет, тем более деньги она у нее брала в долг, а срок возврата в расписках не указан.
Поняв, что ее обманули, Ольга пошла в полицию писать заявление о привлечении Инги к уголовной ответственности за мошенничество. В полиции, к великому своему ужасу узнала, что она не одинока, таких доверчивых, кому Инга продавала в этот же период времени что и ей свой трехэтажный коттедж оказалось 5 человек, и каждый из них отдал Инге от полутора до семи миллионов рублей. Забегая вперед, скажу, что позднее органами следствия было установлено, что Инга путем обмана и злоупотребления доверием завладела денежными средствами на общую сумму тридцать два миллиона рублей!
Но до того момента как в отношении Инги было возбуждено уголовное дело прошло два года. На протяжении этих двух лет органами полиции неоднократно выносились постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении Инги за отсутствием в ее действиях состава преступления, а потерпевшим разъясняли право обращаться в суд в порядке гражданского судопроизводства, т.к. между ними и Ингой сложились гражданско-правовые отношения.
Так что же позволяло Инге так долго уходить от уголовной ответственности за мошеннические действия?
Давайте вспомним начало этой истории:
- Инга знакомилась с материально обеспеченными людьми, заводила с ними дружеские отношения, приглашала к себе в трехэтажный коттедж, обустроенный дорого и со вкусом. Таким образом, она порождала в своих будущих жертвах уверенность в ее материальном благополучии, в принадлежности именно этого дома и земельного участка ей;
- Инга под предлогом временных материальных трудностей брала в долг небольшие суммы и всегда в срок их возвращала вместе с процентами. Тем самым, убеждала людей в своей честности и порядочности. Это только потом стало известно, что долги она отдавала чужими деньгами, предварительно взяв их у очередного потерпевшего;
- Инга ни когда не собирала вместе своих будущих жертв, чтобы избежать контактов между ними, а соответственно и предания огласке ее планов относительно продажи коттеджа;
- Она умело манипулировала людьми, вызывала желание иметь дом, аналогичный ее дому и в подходящий момент предлагала купить свой дом;
- Инга пользовалась тем, что ни один из потерпевших, прежде чем отдавать ей деньги не попросил представить документы на объект недвижимости, который он намерен приобрести. А ведь это крайне важно, изучить документы, прежде чем отдавать деньги. В техническом паспорте, например, содержит подробное описание объекта недвижимости о его площади, материале стен и внутренней отделки, наличие и состояние инженерно-технических сетей и другие параметры объекта, включая его стоимость. Свидетельство о государственной регистрации права на объект недвижимости содержит указание на объект собственности, на содержание права собственности (наличие или отсутствие долевой собственности). Только после изучения этих документов можно принимать решение о заключении сделки;
-расписки, которые писала Инга не содержали сведений о том, в связи с какими юридически значимыми обстоятельствами она получает деньги, ( например получены в качестве предоплаты за продаваемый трехэтажный кирпичный дом, расположенный на земельном участке площадью 20 соток, находящийся по адресу…..) . В этих расписках отсутствовали сведения позволяющие идентифицировать объект недвижимости. Отсутствовали в расписках и даты их составления.
Все это давало Инге возможность объяснять в полиции, что ни о какой продаже дома речи не шло, она брала деньги исключительно в долг на развитие бизнеса и намерена их возвращать, не смотря на то, что она в соответствии с законом « О банкротстве» подала заявление в арбитражный суд о признании себя – т.е. своего ООО где она единственный учредитель банкротом из-за неплатежеспособности ООО.
Вот какие козыри все потерпевшие дали Инге. Если бы каждый из них, прежде чем отдавать Инге деньги изучил документы на недвижимость, то и продолжения бы истории не было.
А так, два года обивания порогов правоохранительных органов – неоднократное обжалование постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела в прокуратуре и в суде. Благо, что действующий уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в статьях 123-125 закрепил право потерпевших и иных лиц, чьи права и законные интересы нарушены обжаловать решения, принятые должностными лицами прокурору или в суд и установил для этой категории жалоб сокращенные сроки их рассмотрения.
Через два года дело все-таки возбудили, потом еще три года шло следствие, прежде чем уголовное дело в отношении Инги по обвинению ее в мошенничестве поступило в суд.
Почему так долго не возбуждалось уголовное дело? Вроде все тут ясно, потерпевшие в один голос утверждают, что Инга их обманывала, продавала им несуществующий объект недвижимости, получала за него деньги, о чем имеются расписки. Чего еще не хватало органам следствия, что бы возбудить уголовное дело?
Все не так просто, как хотелось бы. Чтобы сделать лишь вывод о наличии в действиях Инги состава мошенничества, нужны факты, свидетельствующие о том, что она изначально намеревалась завладеть деньгами потерпевших, а красивая сказка о продаже дома была лишь способом завладения деньгами. Однако, Инга следов не оставляла: по распискам она вообще деньги брала взаймы, ни каких предварительных договоров купли-продажи или о намерениях она не составляла.
Поэтому долгие два года потерпевшие и их адвокаты убеждали следователей и прокурора, что Инга продавала им юридически не существующий объект недвижимости и все ее вышеописанные действия это лишь способ завладения деньгами потерпевших. Им приходилось факты преступной деятельности Инги по крупицам собирать. Единственный раз Инга ошиблась – дала объявление в местную газету о продаже трехэтажного коттеджа с указанием своего телефона, и именно эта ее ошибка, в совокупности с другими доказательствами, помогла впоследствии доказать ее виновность в совершении именно мошенничества.
Но потерпевшим еще повезло, следователям удалось найти имущество Инги и наложить на него арест с целью обеспечения возмещения материального вреда.
И вот через пять с небольшим лет Инга предстала перед судом и была приговорена к реальному лишению свободы. Гражданские иски потерпевших были удовлетворены.
Вроде справедливость и восстановлена, но какой ценой! Будь потерпевшие более осмотрительны, менее доверчивы, этой бы истории с ними не произошло.
См. также:
Мошенничество риелторов с квартирами. Ошибки покупателя