Юридические услуги
Выигранные дела
19.06.2011
Раздел между супругами совместно нажитого имущества
19.06.2011
Раздел имущества супругов, исключение из совместно нажитого имущества (кассация)
19.06.2011
Взыскание алиментов на ребенка и супругу
18.06.2011
Взыскание неустойки за просрочку сдачи объекта строительства (коттеджа) с кооператива (ЖСК)
18.06.2011
Телесные повреждения (побои) ст.116 УК - апелляционное постановление
12.03.2011
Побои и оскорбления (ст.116 и 130 УК) - частное обвинение, встречные заявления
12.03.2011
Обжалование постановления начальника ОГИБДД в суд (ч.3 ст.12.14)
12.03.2011
Ст.12.8 ч.1 - управление в состоянии алкогольного опьянения (дело прекращено)
12.03.2011
Заключение органа опеки о целесообразности лишения родительских прав отца
12.03.2011
Исправление ошибки в документе (неправильно указано отчество в свидетельстве о праве собственности)
Рынок грузоперевозок – один из самых динамично развивающихся видов бизнеса в России. Прямых предложений по осуществлению транспортной доставки такое множество, что обычно нет никаких проблем найти перевозчика для перемещения какого-либо количества груза из одной точки в другую. Возникает вопрос: какую актуальность в настоящее время имеет транспортная экспедиция, если легко можно напрямую нанять перевозчика, воспользовавшись любой рекламной газетой или специализированным интернет-ресурсом?
На самом деле ТЭКи, или транспортно-экспедиционные компании, чрезвычайно востребованы. Их услугами пользуются как крупные производители и продавцы товара, так и грузоперевозчики. Крупному предприятию при огромном ежедневном товарообороте было бы сложно обеспечить логистику своими силами, тратя много времени и усилий на ежедневный поиск и наем десятков, а то и сотен перевозчиков. Другое дело, когда у завода заключен договор транспортной экспедиции со специализированной организацией. В этом случае ТЭК поставит под загрузку такое количество автотранспорта, сколько необходимо для покрытия потребностей заказчика.
Есть и еще один немаловажный момент. По сложившейся в нашей стране традиции львиная доля грузоперевозчиков представлена индивидуальными предпринимателями, которые не являются плательщиками НДС. По этой причине крупные предприятия, являющиеся юридическими лицами, избегают заключения прямых договоров с ИП, поскольку сами - плательщики НДС, и при расчетах с ИП возникает путаница с уплатой налога, чреватая неприятностями с налоговой службой. Договор транспортной экспедиции избавляет от такой головной боли, поскольку ТЭК является юридическим лицом. Проблема с самым одиозным налогом для крупного предприятия, таким образом, решается, а расчет с перевозчиком производит уже сам ТЭК.
Определить суть договора транспортной экспедиции призван первый пункт 801-ой статьи Гражданского Кодекса. По нему предметом договора является то, что экспедиционная компания берет на себя обязательство за оговоренное вознаграждение, то есть за счет клиента (а им может стать как грузоотправитель, так и грузополучатель), выполнить или же организовать выполнение услуг по перевозке грузов.
Каких либо специальных правил и регламентов для договора транспортной экспедиции Гражданским Кодексом не устанавливается. Это значит, что заключение такого договора происходит на основании общих положений заключения договоров, которые описаны в главе 28 ГК РФ. Между сторонами должно быть достигнуто согласие по принципиальным условиям договора, после чего надлежащим образом подготовленный документ может быть подписан.
В рассматриваемых видах договоров такими условиями становятся конкретные описания услуги, связанной с перевозкой грузов, порядок подачи транспорта, порядок оплаты услуг по договору и возмещения расходов, понесенных экспедиторской компанией при выполнении договора.
Следует несколько слов сказать о пункте, оговаривающем размер оплаты за услуги, предоставляемые экспедитором. Суть договора экспедиции такова, что даже если в нем отсутствуют указания на конкретный размер вознаграждения, договор не может по этой причине считаться незаключенным, поскольку цена услуги может быть определена, исходя из оплаты, принятой в отрасли, то есть по цене аналогичного продукта. Ст. 424 Гражданского Кодекса регламентирует этот вопрос и не ставит условия достижения по сумме вознаграждения соглашения сторон, хотя это, без сомнения, один из самых важных пунктов договора.
Заключение договора об экспедиции транспортом производится в простой письменной форме. Можно предварительно его заключить не только при личном присутствии двух сторон, но и посредством обмена документами (почта, телефакс – то есть теми видами связи, которые дают возможность подтвердить печати и подписи сторон.
Из юридической практики:
В 2008 году арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил признать транспортно-экспедиционный договор незаключенным, поскольку стороны обменялись лишь факсовыми экземплярами договора. Основанием для отмены договора стала статья 802 Гражданского Кодекса, требующая заключения договоров в письменной форме.
Чтобы придать договору в факсимильном виде юридическую силу, следует специально оговорить возможность его заключения по факсу, и зафиксировать это в договоре. Тогда на основании статьи 160 ГК РФ использование такого варианта документооборота станет надежным и юридически легитимным.
В случае необходимости рассматриваемый вид договоров возможно расторгнуть по инициативе одной из сторон, по взаимному обоюдному соглашению или же в судебном порядке. Суд принимает к рассмотрению такие дела только после того, как одна из сторон договора откажется от расторжения или не ответит письменно в положенный срок, оговоренный в договоре. Если этот пункт специально не оговорен при подписании, то срок для ответа – 30 дней.
Кроме того, Федеральный Закон № 87, регламентирующий транспортно-экспедиционную деятельность, предусматривает возмещение убытков, возникших из-за отказа одной из сторон от выполнения принятых обязательств по договору, и выплату штрафных санкций в размере 10% от понесенных пострадавшей стороной затрат.
Экспедиторский договор предусматривает и наличие его неотъемлемой части – экспедиторских документов. К ним обычно относятся поручение транспортно-экспедиционной компании, экспедиторская расписка, а также складская расписка.
В поручении стороны согласовывают условия и перечень услуг, предоставляемых по договору транспортной экспедиции. В нем содержатся полные и точные данные о грузе, его маркировке, объеме, весе, количестве грузовых мест. Составляется два подписанных экземпляра такой формы. После подписания поручения оно становится обязательным для исполнения. Если грузоотправитель меняет свои планы до завершения полного исполнения задания по поручению, то он отзывает его, отменяя заказ, при этом возмещает экспедитору его издержки – фактически понесенные расходы.
Экспедиторская расписка – документ, который подтверждает получения от клиента груза, предназначенного для перевозки. Она оформляется при приеме и позволяет экспедитору стать распорядителем груза на период осуществления перевозки. Форма расписки утверждается Минтрансом РФ, составляется она в двух экземпляров, оба из которых подписываются сторонами.
Складская расписка нужна в тех вариантах, когда транспортно-экспедиционная компания возлагает на себя дополнительные гражданские обязательства по временному хранению груза, принадлежащего клиенту. Такая расписка заполняется диспетчером-экспедитором в двух экземплярах в произвольной форме.
Чаще всего экспедиторская компания организует перевозку груза силами нанимаемых грузоперевозчиков, то есть выступает посредником. В этом случае клиенту следует обязательно потребовать предоставление отчета экспедитора. Удобно, если этот отчет будет содержать:
- подробные данные о сумме денежных средств, перечисленных ТЭКу в счет предоплаты по заключенному договору грузоперевозки (если таковая осуществлялась);
- пакет документов, по которым осуществлялись экспедиторские услуги: копии договоров с каждым из привлеченных перевозчиков, копии актов выполненных работ с точным маршрутом перевозки грузов, счета-фактуры;
- расчет суммы оплаты за услуги ТЭКа.
Опыт показывает, что ТЭКи в большинстве случаев представляют собой общества с ограниченной ответственностью с минимальным размером уставного капитала. Такие компании обходятся минимумом персонала, снимают один-два кабинета в недорогих бизнес-центрах. Имущество компании обычно заключается в нескольких компьютерах, телефонах и обязательном факсе. При работе с такого рода компаниями-посредниками следует четко расписывать в договоре ответственность экспедитора. Ответственность фирмы-диспетчера регламентирована в главе 25 Гражданского Кодекса. Однако следует учитывать, что если в суде экспедитору удастся доказать, что обязательства были нарушены по вине привлеченного перевозчика, то ответственность придется определять по правилам, установленным для определения степени ответственности перевозчика перед транспортно-экспедиционной компанией.
Специальные нормы, регулирующие ответственность транспортно-экспедиционной компании, предусмотрены в уже упоминавшемся Федеральном Законе № 87. Он предусматривает, что если договор транспортной экспедиции содержит прямое указание на цену перевозимого груза, то возмещение стоимости части утерянного или поврежденного груза происходит пропорционально, исходя из указанной в договоре цены. Если указание на ценность груза в договоре отсутствует, то сумма возмещения будет определяться из стоимости груза, которую грузовладелец сможет документально подтвердить.
Если экспедиционной компании удастся доказать, что повреждение или утрата перевозимого груза произошла по причине обстоятельств, не зависящих от нее, и предотвратить их экспедитор не мог, то возмещение ущерба ТЭКом не производится.
Реализация испорченного товара по уменьшенной цене может быть засчитана в счет возмещения убытков.
Клиент, понесший материальный ущерб в результате действий экспедиционной компании, может потребовать возмещения упущенной выгоды. Эта компенсация требует доказательства в арбитражном суде причинно-следственной связи между выполненными действиями экспедитора и возникновением упущенной выгоды.
Кроме возмещения за утерю или порчу груза, клиент вправе потребовать от экспедитора компенсацию за несвоевременную доставку груза, повлекшую нанесение убытка.
В свою очередь, ответственность клиента перед экспедиционной компанией появляется, если он без оснований отказывается оплачивать расходы, возникшие у экспедитора при исполнении договора экспедиции транспортом. Здесь клиент бывает вынужден выплатить ТЭКу штрафные санкции, а именно 10% от суммы понесенных расходов.
При задержке оплаты за оказанные услуги с клиента может взиматься неустойка в масштабе 0,1% от стоимости услуг экспедитора, предусмотренной договором, за каждый день просрочки. Однако эта сумма не может превышать в целом размер вознаграждения экспедитора, оговоренного в договоре.
Если говорить о санкциях за задержку или отказ клиента от оплаты услуг экспедитора, то этот вопрос законодатель отдельно не оговорил. Поэтому такая ответственность наступает в общем порядке ответственности за ненадлежащее исполнение или уклонение от исполнения гражданско-правовых обязательств. То есть, клиент становится обычным должником, имеющим просроченные денежные обязательства. Экспедитор, таким образом, получает возможность истребовать через суд проценты, причитающиеся за пользование чужими деньгами.
При составлении договора транспортной экспедиции следует:
- отразить в договоре весь перечень услуг, требуемый от экспедитора;
- приложения к договору должны содержать указание на точный маршрут перевозки груза;
- договор должен содержать характеристику груза, его свойства, а в случае необходимости и дополнительную информацию (например, если груз скоропортящийся, то это отражается в договоре вместе с последствиями, которые могут наступить в случае несвоевременной доставки);
- четко указать сроки погрузки и выгрузки;
- определить сроки и порядок оплаты услуг экспедитора;
- во избежание долгих судебных разбирательств максимально подробно разработать статью об ответственности сторон;
- при заключении договора проверить надежность транспортно-экспедиционной компании. Сделать это можно, познакомившись с отзывами о деятельности фирмы на специализированных ресурсах. Там же, как правило, можно увидеть оценку надежности компании (например, на самом посещаемом портале грузоперевозчиков ATI.SU-Автотрансинфо оценки даются в виде звездочек).
При всей очевидной необходимости заключения договора, некоторые клиенты до сих пор полагаются на честное слово и репутацию экспедитора и ограничиваются лишь элементарным набором документов. Это зачастую приводит к непредвиденным последствиям, чреватым в дальнейшем долгим и нудным отстаиванием своих прав в судах. Причем не всегда это удается сделать.
Судебная практика:
В 2006 году Московский арбитражный суд счел договор экспедиции незаключенным по причине того, что представленная истцом транспортно-экспедиционная накладная не является доказательством заключения договора транспортной экспедиции ввиду того, что в ней не содержится ряд существенных юридических условий договора.
Таким образом, ни факсимильно оформленная заявка, ни накладная не смогут в случае судебного разбирательства заменить наличие полного и грамотно составленного договора.