Юридическая консультация в Екатеринбурге

Нет статуса общежития. Как я получил ордер на квартиру через суд

Нет статуса общежития. Как я получил ордер на квартиру через суд

Когда в стране началась приватизация жилого фонда, я жил в общежитии. Фактически это была отдельная квартира, просто у меня на нее не было ордера, и жить я в ней мог до тех пор, пока работал в научно-исследовательском институте (НИИ), которому принадлежал весь дом. Это был обычный девятиэтажный дом, сплошь состоящий из однокомнатных квартир, в котором проживали сотрудники НИИ. Ордеров ни у кого не было, все знали, что этот дом является общежитием, и все жили тихо-мирно, пока не началась приватизация.

Но наступила перестройка, институт приватизировали. Среди жильцов образовалась инициативная группа, которая начала добиваться выдачи жильцам ордеров, чтобы впоследствии мы могли приватизировать свои квартиры. Эта инициативная группа безуспешно обивала пороги кабинетов, писала жалобы в разные инстанции, с просьбами, чтобы нам выдали ордера. О своих «успехах» они рассказывали на собраниях, на которых обычно собирали подписи под очередным обращением в администрацию. И вот однажды на этом собрании я услышал от них, что наш дом не имеет статуса общежития. Что такое «статус общежития» я не знал, в то время с юридической грамотностью у населения было туго, простой гражданский кодекс в магазине было не купить, поэтому я решил обратиться в юридическую консультацию. Что это значит «нет статуса общежития», не значит ли это, что нам обязаны выдать ордера и мы сможем приватизировать свои квартиры?

Я обошел пять юридических консультаций, но ни в одной ответа на свой вопрос не получил. Никто не знал, что такое «статус общежития», каждый юрист специализировался на какой-то одной узкой проблеме, например, семейныеимущественные споры и развод. Или защита по уголовным делам. Или споры о наследстве. Может быть, и были где-то специалисты по жилищному праву, но я таких в нашем миллионном городе не нашел. И тогда я решил сам разобраться в законодательстве об общежитиях. И вообще, чем общежитие отличается от простой квартиры, каким документами устанавливается этот «статус общежития», и какие перспективы будут у меня, если этого статуса у моей квартиры нет?

Но поскольку, как я уже сказал, юридическую литературу достать было нереально, интернета с яндексом тогда в помине не было (это был 1995 год), поэтому я придумал такой хитрый ход. Всем известно, что ордера на квартиры выдает районная администрация (раньше назывался Совет народных депутатов). Я решил, пусть мне администрация района объяснит, на каком основании мне не выдают ордер на мою квартиру? В общем, я записался на прием в районную администрацию, в назначенный срок пришел в кабинет и сказал женщине, сидящей за столом, что хочу получить ордер на занимаемую мной квартиру. Та совершенно не удивилась, поскольку до меня ее уже атаковали наши активисты. Сказала, что наш дом является общежитием, и ордера нам не положены.

И тут я спросил: «А почему вы решили, что наш дом является общежитием?» Этот вопрос я приготовил заранее, и был уверен, что в ответ мне предоставят некий документ, какой-нибудь приказ или постановление о том, что дому по адресу ул. Фролова, 23 присвоен статус общежития. Однако женщина мне уверенно ответила «а у нас есть один сотрудник, он работает уже 20 лет, и все знает».

Так я заподозрил, что никаких таких документов о присвоении статуса общежития в районной администрации нет. Но мне нужно было документальное подтверждение. Поэтому я написал заявление на имя главы администрации, буквально пара строчек, что я проживаю в доме по адресу…, при вселении ордера не получал, прошу выдать мне ордер, дата, подпись. Понятно, что мне откажут в выдаче, но я хотел знать, на каком основании мне откажут, сошлются на какой-то документ или хотя бы положение закона.

Заявление напечатал в двух экземплярах, один экземпляр отдал секретарю в районной администрации, на втором она мне поставила отметку о приеме заявления, входящий номер и дату получения. Я подумал, если мне не ответят, я напишу жалобу уже на них, поскольку по закону они обязаны ответить на обращение граждан в установленный срок.

Ответ пришел по почте, на удивление быстро, в нем говорилось, что «в ответ на ваше заявление сообщаем, что дом, в котором вы проживаете, принадлежит научно-исследовательскому институту, поэтому по вопросам получения ордеров обращайтесь в администрацию института».

Это была уже реальная зацепка, поскольку ордера имеет выдавать только районная администрация, а никак не администрация предприятия, которому принадлежит дом. На этом и возникла неразрешимая проблема у наших активистов, они почему-то решили, что поскольку дом принадлежит институту, то для того, чтобы выдать ордера, дом сначала должны передать на баланс районной администрации, только после этого районная администрация сможет выдать ордера. Однако, я так не считал, поскольку знал, что даже если дом принадлежит какому-то предприятию (так называемое «ведомственное жилье»), то ордера на квартиры выдает только районная администрация (по просьбе собственника дома, естественно). Но поскольку предприятие не хотело выдавать ордера, оно и не обращалось в администрацию. А без такого обращения районная администрация не может выдать ордера на квартиры, которые ей не принадлежат. То есть, необходимо было заставить администрацию института, чтобы она обратилась в районную администрацию, с требованием выдать жильцам ордера. А как ее заставить, если она не хочет? Дом принадлежит институту, а ордер может выдать только районная администрация, эта головоломка казалась мне неразрешимой.

И тогда я решил обратиться в суд, я решил, в суде там квалифицированные юристы, пусть они разберутся во всем этом деле, и если мне откажут – то хотя бы понятно объяснят, почему и на каком основании я не имею право получить ордер. Я думал, что НИИ предъявит в суде решение районной администрации, в котором будет указано, что дому по адресу Фролова 23 присвоен статус общежития, и на этом все закончится.

Забегая немного вперед, скажу, что мне просто повезло. Построив комфортабельное общежитие – фактически, жилой дом, состоящий из однокомнатных квартир, предприятие должно было узаконить его, как общежитие. Но оно почему-то этого не сделало, то ли юридические службы поленились, то ли не сочли нужным, но действительно, статуса общежития у дома не было. А раз так, то заселение и проживание в этом доме должно производиться только на основании ордеров, выдаваемых районной администрацией. Однако жильцам, проживающим в доме, до таких юридических тонкостей дела не было, все знали, что это общежитие, что квартиры выдаются только работникам предприятия, кто уволился – обязан освободить квартиру. Поскольку ордеров у жильцов нет – то и основания для проживания в доме тоже нет. В освободившуюся квартиру вселяют нового работника – тоже без ордера, на основании приказа директора.

А поскольку такая схема фактически была незаконной, я и решил воспользоваться ситуацией, и через суд обязать районную администрацию выдать мне ордер. Вообще-то я думал, что предприятие подсуетится, и узаконит для дома статус общежития. Конечно, подав на предприятие в суд, я становился для администрации врагом, они бы постарались от меня просто избавиться, уволить под каким-нибудь предлогом и выселить из квартиры. Но поскольку я недавно женился, а у жены была своя квартира, рано или поздно администрация об этом бы узнала и меня все равно бы выселили, как не нуждающегося в жилье. Поэтому я и решил пойти на конфликт.

В общем, получив ответ из районной администрации, я как бы «затупил», написал новое заявление, в котором указал, что, несмотря на то, что дом принадлежит НИИ, однако, по закону (по какому закону, я не знал) ордера выдает районная администрация, а не администрация НИИ. Поэтому вторично обращаюсь с просьбой выдать мне ордер.

На этот раз ответа я ждал гораздо дольше. Видимо, администрация не знала, что мне ответить, наверняка связались с предприятием, сообщили о моих претензиях и т.п. Но через месяц ответ я все-таки получил. Но там ничего нового, опять посоветовали мне обратиться в администрацию НИИ. То есть, никакого документа о присвоении статуса общежития опять мне не смогли предоставить.

Тогда я пошел в районный суд, там на доске информации висел образец искового заявления, ну, я по этой форме и написал: истец, ответчик, изложил суть дела, и чего я требую. А какая суть дела? Просто написал, что проживаю по такому-то адресу, при вселении в квартиру ордера не получил, прошу обязать районную администрацию выдать мне ордер. Приложил ответы и администрации, купил на почте марку госпошлины и сдал заявление в суд, там есть специальный дежурный судья. Заявление у меня приняли без вопросов, проверили только наличие марки. Еще один экземпляр искового заявления отправил по почте истцу, то есть районной администрации, я решил, раз ордера выдает районная администрация, то она пусть и будет ответчиком, а то, что дом не ей принадлежит – то это меня уже не касается, пусть они сами разбираются. Потому что разобраться в этих юридических хитросплетениях очень сложно. Дом принадлежит одним, а ордера выдают другие, основание для выдачи ордеров предоставляет НИИ, а статус общежития присваивает районная администрация, и т.п., в общем, самому в этом разобраться невозможно, на этом и споткнулись наши активисты, они ходили между этими инстанциями, их везде футболили отписками, а я решил – пусть суд разбирается, там ведь юристы, а мы простые обыватели.

В общем, назначили заседание суда, пришел я и ответчик – почему-то юрист из НИИ, хотя в заявлении я их не указал, но судья сказала, что решила привлечь их в качестве соответчика, что такое соответчик я тоже не знал, но решил, что это мне и не нужно. В общем, на заседании суда юрист представитель НИИ меня всячески обсмеяла, сказала судье «да что вы его слушаете», и т.п. Однако, на просьбу судьи предоставить документы о том, что этот дом является общежитием, «смягчилась как ошпаренная» и пробормотала, что с собой у нее этих документов нет. На что ее судья строго спросила, что почему же она на заседание приходит без документов? Она ничего вразумительного ответить не смогла, поэтому назначили еще одно заседание.

На следующее заседание ответчики не явились, и на следующее не явились, и на следующее… Видимо, они решили такую тактику применить, поскольку документов нет, решили тянуть время, может, кому-то это надоест, и все потихоньку утихнет, что ли? А меня, естественно, вызвали к заместителю директора по АХО, который мне устроил настоящую взбучку, и сказал, что я такой неблагодарный, предприятие меня поселило в квартиру, а теперь я хочу эту квартиру у предприятия совершенно подло присвоить. Но я ему доброжелательно заметил, что я ведь не у него лично квартиру отбираю, а у предприятия, а он здесь работает по найму, и какое ему дело до интересов предприятия? Он, как ни странно, на эти мои слова задумался, и резко сбавил тон, видимо, я оказался прав. Тем более, что он вскоре на пенсию ушел. К тому же на предприятии недавно прошла приватизация, тоже было ничего непонятно, все из государственного стало частным, а кому конкретно что принадлежало – никто толком не понимал, то ли правлению акционеров, то ли совету директоров, в общем, безвластие. И как-то так меня оставили в покое, и даже увольнять не пытались и из квартиры не выгоняли.

А тем временем, назначили уже пятое заседание, а ответчик опять не явился, и судья уже нервничала, у них, видимо, тоже есть отчетность по делам, и неоконченный процесс ей был не нужен. В общем, она тут же из кабинета позвонила директору, и спросила, почему они не являются на заседания? На что директор НИИ ей ответил, чтобы она не слушала этого склочника и сутяжника (то есть меня), потому что всем известно, что этот дом – общежитие, и только я один хожу и мучу воду.

В общем, судья сказала, что будет рассматривать дело в отсутствие ответчика и повесила трубку. А поскольку дела-то никакого фактически не было, только два моих заявления в администрацию, то меня практически сразу выгнали из кабинета, велев подождать в коридоре. И минут через 10 меня позвали обратно, «встать, суд идет…», зачитали мне решение суда, согласно которому администрацию района обязали выдать мне ордер, и решение может быть обжаловано в десятидневный срок.

Ну, я конечно, подождал эти десять дней – а истец даже обжаловать решение не стал, не знаю, почему. Может, потому что истцом была районная администрация, а ей до чужого имущества дела не было, сказали выдать ордер – так выдадим, какие проблемы? Основания для выдачи ордера есть – это решение суда. В общем, через 10 дней, я прихожу опять в администрацию района, в жилищный отдел, показываю решение суда, прошу выдать ордер. Ну, а им жалко что ли ордер, это ведь не их квартира, не вопрос, выдадим. Только надо на решении поставить отметку, что оно вступило в законную силу. Я вернулся опять в канцелярию суда, прошу поставить отметку, о вступлении решения в законную силу, круглая печать суда – и я опять в администрации.

А мне опять говорят, что решение о выдаче ордера принимают на заседании, а заседание только через 2 недели, так что жди. Ну, я жду, а сам, конечно, не верю, думаю, не может такого быть, все равно руководство НИИ не позволит мне ордер выдать.

Однако, недели через две пришел я в районную администрацию, и на основании решения районной администрации (то есть, на законных основаниях) получил ордер на квартиру, которая до этого была общежитием. Впоследствии на основании этого ордера я квартиру приватизировал, но это уже совсем другая история. И как всполошились все активисты, когда узнали, что я получил ордер – это сюжет для отдельного рассказа.

Получилось, наверно, немного длинно, но это реальная история, как я использовал возможности, которые предоставляет гражданам наше российское законодательство. Так что, изучайте законы, господа! 

Приглашенный автор