Юридические услуги
Выигранные дела
19.06.2011
Раздел между супругами совместно нажитого имущества
19.06.2011
Лишение родительских прав отца
19.06.2011
Раздел имущества супругов, исключение из совместно нажитого имущества (кассация)
19.06.2011
Взыскание алиментов на ребенка и супругу
18.06.2011
Взыскание неустойки за просрочку сдачи объекта строительства (коттеджа) с кооператива (ЖСК)
18.06.2011
Телесные повреждения (побои) ст.116 УК - апелляционное постановление
12.03.2011
Побои и оскорбления (ст.116 и 130 УК) - частное обвинение, встречные заявления
12.03.2011
Обжалование постановления начальника ОГИБДД в суд (ч.3 ст.12.14)
12.03.2011
Ст.12.8 ч.1 - управление в состоянии алкогольного опьянения (дело прекращено)
12.03.2011
Заключение органа опеки о целесообразности лишения родительских прав отца
Традиционная практика свидетельствует о том, что дети в подавляющем большинстве случаев остаются после развода с матерью. Так уж принято.
Но и у отцов есть вполне ощутимые шансы.
Можно было бы затронуть биологический аспект вопроса – самка вскармливает детеныша, в самку заложен природой рефлекс кормления, в ребенка заложен сосательный рефлекс, глотательный и т.д. Находясь на руках матери с момента рождения до того периода, как повзрослевшее чадо сможет само добывать себе еду, детеныш привыкает к матери, к ее запаху, биению сердца, звуку голоса, повадкам и т.д.
Но вот прошли тысячи лет, и биологический аспект в тройке «отец-мать-ребенок» уже стал не единственным. Добавился правовой. Юридический. Появились законы о браке и семье, а в настоящее время – семейный кодекс.
В семейном законодательстве есть пункты о том, что права родителей равны (статья 61). При этом, даже если состоялся развод, и родители стали проживать отдельно друг от друга, у отца не станет меньше прав в отношении своего ребенка.
Согласно статье 65 Семейного кодекса, место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется по соглашению родителей. А если к соглашению они прийти не могут – то вопрос решается через суд.
Вот и выявилось противоречие биологии и права. Изначально в самца был заложен только инстинкт размножения. Родительского инстинкта миллионы лет назад не было. А сейчас закон предоставляет отцу столько же прав, сколько есть у матери.
Но человек – существо приспосабливающееся и меняющееся.Хоть миллионы лет назад в самцах родительского инстинкта не было, но тысячи лет назад он уже появился. Со скрипом, тяжело, не у всех. Но все же ситуация начала меняться. Отцы уже более внимательно стали относиться к детям.
Эмансипация женщин. Получение ими доступа к бизнесу и власти. Много примеров успешных женщин, которые добились большего успеха в делах, чем мужчины. В вопросах бизнеса и делового признания они получают больше удовлетворения, чем «на кухне, варя борщ». Детей оставляют осознанно.
Это общая философия вопроса.
Переходим к частным случаям.
Соглашение отца и матери о том, что ребенок будет жить после разрыва с отцом, если оно достигнуто, по сути, ставит точку. Проблем нет. При этом закон не требует заверять такое соглашение нотариально (можно просто написать на бумаге и поставить подписи, этого достаточно). Более того, его и письменно то писать не особо требуется. Мать просто ушла, и все. Ребенок живет с отцом. Либо отец ушел с ребенком.
Проблемы и война начинаются тогда, когда ребенок остался с матерью, но отец хочет, чтобы ребенок был с ним. Вот тогда будет суд об определении места жительства, и суд это весьма непростой.
Причиной, побуждающей отцов подавать такие иски, часто бывает не истинная любовь к ребенку, а желание не платить алименты. Если ребенок по решению суда перейдет к отцу, то ведь и алименты матери он платить уже не должен (наоборот, он сам будет вправе эти алименты с матери взыскать в свою пользу).
Алименты, взысканные с матери в пользу отца на содержание ребенка – вещь не совсем обычная. Редкая. В одном из проводимых нашими юристами недавних процессов мировой судья, принимая такое заявление, даже потребовал представить доказательства того, что ребенок живет именно с отцом. Когда ребенок живет с матерью, доказательств не требуют.
Такие случаи, когда папаша просто хочет «откосить» от алиментов, в суде, как правило, рушатся. Судья начинает допрашивать отца-истца, задавать массу уточняющих вопросов, расспрашивать о наличии болезней у ребенка, диагнозов, видах лечения, распорядке дня ребенка, успеваемости в школе или детском саду, взаимоотношениях отца с педагогом, и т.д. Даже просто если спросить отца, как зовут воспитателя в садике – отец не всегда может ответить. Так и «раскалывают». Если ты до сих пор не знаешь ФИО педагога, то есть ребенком ранее не занимался – то с чего бы это тебе его надо отдать?
Но бывают (и становятся более частыми) случаи истинных намерений отцов по отсуживанию детей. Как правило, в таких случаях отец недоволен тем воспитанием и образованием, которое мать дает ребенку. Отец считает, что это воспитание и образование недостаточно и неполно. Мать не занимается ребенком. Часто и подолгу пропадает на работе, поздно приходит домой, ребенком не занимается. А на выходных просто сунет ребенку планшет, чтобы тот играл, и все. Либо просто гуляет и развлекается, а до ребенка нет дела.
Вот тут у отца вполне реальные шансы в суде. Такой отец заботился о ребенке ранее, еще в процессе совместной жизни, и такой отец вполне может назвать все тонкости и особенности и здоровья ребенка, и его предпочтений в пище, и особенностей распорядка дня; и как зовут воспитателя, отец тоже знает. Суд в таком случае определить место жительства с отцом может вполне.
Основное в таких семейных делах – это интересы ребенка. Суд должен понять, с кем ребенку будет лучше – с отцом или с матерью. И тут не ограничиться только каким-то одним критерием (мол, я ребенка лечить ходила… или у меня квартира больше…). Суд устанавливает все обстоятельства, весь комплекс.
Кстати, жилищно-бытовые условия и денежное благосостояние (материальный достаток) не являются главными в вопросе взаимоотношений ребенка с папой или мамой. На этом даже акцентировал внимание Верховный суд. Квартиры больше и заработок выше, как правило, у мужчин. И они часто упирают на это в судах, утверждая в таком ключе: «Она с двумя детьми в съемной коммуналке живет, а у меня трехкомнатная…». Но этот довод совсем не главный.
Гораздо важнее тут привязанность ребенка к родителю.С кем сын или дочь играют, учат уроки, гуляют, кто отводит в детский сад и школу, кто посещает родительские собрания, кто водит в больницу и т.д. Кто из родителей в большей степени проявлял заботу о ребенке – тот и в будущем (то есть после развода) будет больше и лучше заботиться о нем.
Причем интересную вещь я заметил в таких процессах: матери иск об определении места жительства ребенка с отцом не признают. Не соглашаются, даже если ситуация явно не в их пользу. Гордость, что ли, не позволяет? Или это вопрос принципа? Или уязвленное самолюбие? Или она боится показать обществу, что раз суд отобрал у нее ребенка и отдал отцу, то она плохая мать? Или что? И даже если все доказательства и обстоятельства говорят о том, что отец проводил все свое время с ребенком, полностью заботился о нем, а мать возвращалась каждый день за полночь (ребенка по сути вообще не видела), то и тут иск мать не признает.
Как сказала однажды одна из судей в личной приватной беседе: «Детей до 6 лет отцам не отдаем». Но это все же не догма.
Если же судебный спор перейдет в совсем тяжелую и ожесточенную баталию, то можно назначить психологическую экспертизу. Эксперт-психолог сможет определить степень привязанности ребенка к каждому из родителей. Есть много научных тестов. Проводится беседа с каждым участником тестирования (с ребенком, с отцом, с матерью). Потом тестируется мать с ребенком наедине. Потом отце с ребенком наедине. Потом все трое вместе. Ребенку предлагается нарисовать родителей. По цвету и фону психолог многое может определить. Раскладывает фото родителей на полу, ребенка ставит посередине, смотри, в какую сторону ребенок качнется больше. И так далее, методик много. Заключение эксперта-психолога будет важным и весомым доказательством для судьи.
Имеет вес и заключение органа опеки и попечительства. По таким судебным делам специалист опеки в обязательном порядке приходит домой и к отцу, и к матери, смотрит на убранство квартиры, готовность к проживанию ребенка, есть ли кроватка, детский уголок, столик для уроков, игрушки и так далее. Беседует с каждым родителем.
При подготовке к такому делу советую отцу подготовиться и собрать документы: справку из детского сада и школы о том, что ребенка в садик отводил он, что на родительских собраниях присутствовал он, справку об отсутствии судимостей, характеристики по месту работы и по месту жительства, справку о доходе. Можно приобщить копию свидетельства на квартиру, копию кадастрового паспорта, чтобы судья и опека наглядно могли увидеть, что для ребенка отведена отдельная комната.
Отдельно надо продумать свидетелей – кто из них и что именно мог бы сказать в суде.
Участие юриста-представителя по таким делам рекомендую настоятельно. Эти судебные дела крайне тяжелы, помощь юриста обязательна.
Судьи в основном большинстве женщины, причем и у них самих семейная жизнь зачастую не на высшем уровне (с учетом огромной загрузки судов и отсутствия судей-женщин дома допоздна), и нередко они психологически на стороне «бедных матерей», то есть играет свою роль «женская солидарность» и создается матриархальная судебная практика.
Но, как вы сами видите, добиться успеха и отсудить ребенка отцу можно.
Главное – искренняя тяга отца к ребенку (как это не избито звучит). Если отец действительно тянется к ребенку, скучает без него, с удовольствием с ним играет, проводит время, читает книжки, катается на велосипеде и т.д., то доказательства для суда появятся сами собой.
См.также: