Юридические услуги
Выигранные дела
19.06.2011
Раздел между супругами совместно нажитого имущества
19.06.2011
Раздел имущества супругов, исключение из совместно нажитого имущества (кассация)
19.06.2011
Взыскание алиментов на ребенка и супругу
18.06.2011
Взыскание неустойки за просрочку сдачи объекта строительства (коттеджа) с кооператива (ЖСК)
18.06.2011
Телесные повреждения (побои) ст.116 УК - апелляционное постановление
12.03.2011
Побои и оскорбления (ст.116 и 130 УК) - частное обвинение, встречные заявления
12.03.2011
Обжалование постановления начальника ОГИБДД в суд (ч.3 ст.12.14)
12.03.2011
Ст.12.8 ч.1 - управление в состоянии алкогольного опьянения (дело прекращено)
12.03.2011
Заключение органа опеки о целесообразности лишения родительских прав отца
12.03.2011
Исправление ошибки в документе (неправильно указано отчество в свидетельстве о праве собственности)
Многие из нас активно пользуются услугой «Мобильный банк». Я тоже являюсь одним из таких пользователей. Уже привыкла оплачивать онлайн коммунальные и иные услуги, не выходя из дома, через систему «Сбербанк онлайн». Я всегда считала, что оплата через компьютер безопасна и списание средств с моей карты без моего на то разрешения исключено. Ведь для совершения любой операции запрашивается пароль, который высылается на мой телефон, или я вношу его из распечатки паролей. Однако, ознакомившись с судебной практикой, я поняла, что случаются неприятные ситуации. К сожалению, нельзя быть уверенным, что деньги с карты не будут списаны без разрешения владельца карты. Можно ли в таком случае заставить банк вернуть деньги?
Обратимся к практике.
Итак, Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.08.2015 №33-10329/2015.
Фабула дела. Истец – владелец кредитной карты Сбербанка. Без его разрешения банк списал с нее деньги. Вернуть деньги Сбербанк отказался, указав, что снятие средств произошло после введения клиентом одноразовых паролей при совершении операций онлайн. Клиент распорядился списать деньги, когда вводил одноразовые пароли, потому банк ничего не должен возвращать. Основания для списания имелись. Пострадавший от действий банка обратился в суд. Районный суд посчитал, что истец сам виноват в списании средств. Апелляция посчитала иначе. Справедливость была восстановлена. Банк обязали вернуть незаконно списанные деньги с процентами, компенсировать моральный вред и уплатить штраф.
Доводы суда.
1. Банк без разрешения истца списал деньги с его кредитной карты. На его телефон с номера 900 пришли следующие СМС:
- о блокировке его кредитной карты;
- сообщение номера пароля;
- сообщение о совершении покупки;
- сообщение об остатке на счете.
Истец позвонил в Сбербанк для блокировки карты, ему предложили обратиться в отделение банка. В отделении карту заблокировали, но вернуть деньги отказались.
Сбербанк обосновал свой отказ тем, что Интернет является небезопасным каналом связи. Одноразовые пароли были введены правильно, а значит, оснований вернуть деньги нет.
2. Центробанк также ответил отказом, основываясь на правилах международных платежных систем. Альфа - банк списал деньги на счет получателя на основании реестра платежей платежной системы MasterCardWorldwide.
3. Истец - потребитель финансовой услуги. Его права защищены законом. Банк отвечает за списание средств со счета без одобрения клиента. В случае такого списания банк должен возместить деньги по ФЗ «О банках и банковской деятельности». Банк не представил никаких доказательств, освобождающих его от ответственности. Согласно распечаткам телефонных переговоров и показаниям ответчика, была слышна только музыка, одноразовых паролей истец не сообщал. Помимо этого, сразу же после списания денег истец позвонил в Сбербанк для блокировки его карты. В ближайшем отделении карту заблокировали, но в приёме заявления о несанкционированном списании отказали. В доп. офисе банка подтвердили, что средства были списаны без разрешения клиента, деньги находятся на корреспондентском счете банка. Тем не менее, деньги не вернули; а должны были вернуть, поскольку в тот момент деньги еще были на счете банка.
4. Суммируя изложенное, сохранность денег на счете клиента банк не обеспечил, а, значит, свои обязательства по договору нарушил. Позиция Верховного Суд гласит, что именно банк должен доказывать наличие обстоятельств, исключающих его ответственность (Постановление Пленума от 28.06.2012 № 17). Банк не представил тех. документы, о том, что истец сообщил пароль банку или третьим лицам. Значит, деньги списаны незаконно, и банк должен их вернуть вместе с процентами; также компенсировать моральный вред, штраф за нарушение прав потребителя и расходы на адвоката.
Комментарии автора.
Считаю справедливой позицию суда. Банк не обеспечил сохранность денег на счете. Понятно, что Интернет – не самое безопасное место для проведения операций, но раз услуга оказывается, она должна быть качественной. На это указывает и Закон «О защите прав потребителей» и Гражданский кодекс. Помимо этого, гражданин является экономически более слабой стороной, чем банк, и его права должны быть дополнительно защищены. И суд защитил права гражданина, обязав банк вернуть деньги своему клиенту.
Отмечу важный момент, который обязательно нужно учитывать. Если у вас без разрешения списали деньги, советую не мешкая обращаться в банк. По закону обратиться можно не позднее следующего дня после получения от оператора уведомления о совершенной операции. Если срок будет пропущен, то велика вероятность, остаться без денег, это подтверждается практикой, например - Апелляционным определением Омского областного суда от 05.08.2015 по делу № 33-5006/2015.
Заказать консультацию о взыскании денег с банка:
См. также: